Март 2009
30 Март 2009
Храм Сретения Господня
- История  
- Опубликовано: 30.03.2009
Строительство храма Сретения Господня планировалось в 1996 году. Первоначально он был задуман как храм в честь апостола Андрея Первозванного. Зарегистрировали общину, но решение земельного вопроса затянулось до 2006 года, когда были проведены публичные слушания по вопросу выделения участка земли. 11 ноября 2006 года за один день был смонтирован фундамент, в декабре поставлен сруб храма. Первая Божественная Литургия была совершена 31 декабря 2006 года. Храм временный, рядом будет строиться каменный храм.
На данный момент храм испытывает финансовые трудности. Проект очень дорогостоящий, поскольку будущий храм будет необычной архитектуры конца 17 века – нарышкинский барокко.
Воскресная школа
- История  
- Опубликовано: 30.03.2009
О Воскресной школе рассказывает Зотова Галина Михайловна
28 Март 2009
Храм Преображения Господня
- История  
- Опубликовано: 28.03.2009
Спасо-Преображенский храм расположен на северо-западе города Рязани в густонаселенном микрорайоне Канищево. Издалека виден его купол, на несколько километров разносится колокольный звон, призывающий к богослужению. Храм имеет три престола: центральный — Преображенский, левый — в честь святителя Николая чудотворца и правый — в честь иконы Божией Матери именуемой «Казанская».
С архитектурной точки зрения, как отмечают исследователи, «речь идёт о первоклассном сооружении, для рязанской земли даже уникальном». Храм очень прост в своих пропорциях, но в то же время величествен. Куб храма завершается низкой ротондой с плоским куполом. В толще северной и южной стен размещаются четырехколонные лоджии дорического ордера. Первоначально храм и колокольня стояли отдельно и лишь позднее были соединены трапезной, в которой были устроены приделы.
Ежедневно проходит служба согласно Уставу Русской Православной Церкви, совершаются требы, для детей и взрослых организована воскресная школа.
Красив и величествен храм. О чём он говорит нам? Рассмотрим его символику: куб храма символизирует землю, купол над ним — гора Фавор, на которой преобразился Господь, сияющий крест — это слава Христа.
К преображению зовёт нас храм, к преображению душ, сердец и земли нашей. Зовёт всех верных войти в Царство Небесное — Царство Христово не от мира сего!
По преданию, в с. Канищево первоначально существовала церковь свт. Николая. Почитали русские люди святого угодника Божия, чудотворца Николая Мирликийского как милостивого заступника и защитника обидимых, грозного к врагам.
Не раз село Канищево разоряли враги, так как находилось оно недалеко от столицы Рязанского княжества Переяславля-Рязанского (современная Рязань). Особенно трудное время выпало на долю русского народа в начале XVII века — т.н. «смутное время». В стране хозяйничали войска интервентов — поляки, шведы и банды разбойников. В 1618 году запорожские казаки под предводительством гетмана Сагайдачного, не сумев взять кремль Переяславля-Рязанского, разграбили и сожгли острог. Можно предположить, что и село Канищево и другие окрестные селения подверглись той же участи. Возможно, тогда и сгорела церковь свт. Николая. Жители села решили построить церковь, посвящённую Преображению Господню. Во всяком случае, по окладной книге за 1676 год в этом селе значится уже церковь Преображения, при ней в то время насчитывалось 163 двора. Это первое исторически достоверное свидетельство о церкви села Канищева.
Из других документов известно, что в 1792 году майорша Наталья Михайловна Хрущёва на свои средства вместо малой церкви возвела новый деревянный храм и просила в 1795 году его освятить. Однако этот храм простоял недолго — он сгорел 24 августа 1814 года.
Гроза 12-го года так близко пронеслась от рязанской земли, что её дыхание почувствовали все жители губернии. Бесчисленные беженцы, спасающиеся от французов, шли к Рязани и далее. Рязанское ополчение проходило близ села по рязанской дороге защищать границы Рязанской губернии. В память о погибших в войне строились в это время в России храмы.
Жители с. Канищева, в котором к тому времени было уже 200 дворов, новую церковь решили построить каменную, просторную. Кроме того, новый храм должен был стать памятником победы России в Отечественной войне 1812 года. Когда собраны были средства, прихожане доверили вести дело по строительству церкви местному помещику Константину Сергеевичу Огарёву. В 1824 году новый храм был возведён. Некоторые исследователи полагают, что храм в с. Канищеве строил известный русский архитектор В.П. Стасов, который в 20-е и 30-е годы XIX века работал в Рязанской губернии, в частности, известны его постройки в селе Перевлес. Однако последние исследования российских архитекторов позволяют сделать предположение о том, что автором проекта Преображенского храма является выдающийся архитектор Доменико Жилярди (17851845).
Но вот наступило время второй смуты на Руси. После прихода к власти большевиков Россия стала погружаться во тьму безверия. В 1922 году под предлогом помощи голодающим новые власти изъяли из храма ценные церковные вещи, в том числе сняли серебряно-вызолоченную ризу с иконы Божией Матери.
1938 год. Вспоминают жители села: «Приехали из Рязани и церковь закрыли. Внутри золото ободрали. Колокола побросали, всё переколотили, потом куски на переплавку увезли…».
Это было время так называемой «безбожной пятилетки», когда государство поставило задачу полностью уничтожить всё, что напоминало о православной вере. Храм был превращён в склад. Сначала в нём хранили зерно, потом стройматериалы, запчасти для техники.
Но храм оказался прочным, время и человеческая злоба не смогли разрушить то, что создавали люди с любовью и для добра. Мы должны с благодарностью вспомнить тех, кто жертвовал средства и строил храм в XIX столетии, — они строили его для нас, живущих сегодня. Мы также должны быть благодарны тем, кто своей заботой и участием добился возвращения храма в 1989 году Православной Церкви.
Материалы по истории храма можно прочитать в газете "ПРЕОБРАЖЕНИЕ" №№ 4, 16, 17 за 2013 год.