Храм Преображения Господня
- История  
- Опубликовано: 28.03.2009
Спасо-Преображенский храм расположен на северо-западе города Рязани в густонаселенном микрорайоне Канищево. Издалека виден его купол, на несколько километров разносится колокольный звон, призывающий к богослужению. Храм имеет три престола: центральный — Преображенский, левый — в честь святителя Николая чудотворца и правый — в честь иконы Божией Матери именуемой «Казанская».
С архитектурной точки зрения, как отмечают исследователи, «речь идёт о первоклассном сооружении, для рязанской земли даже уникальном». Храм очень прост в своих пропорциях, но в то же время величествен. Куб храма завершается низкой ротондой с плоским куполом. В толще северной и южной стен размещаются четырехколонные лоджии дорического ордера. Первоначально храм и колокольня стояли отдельно и лишь позднее были соединены трапезной, в которой были устроены приделы.
Ежедневно проходит служба согласно Уставу Русской Православной Церкви, совершаются требы, для детей и взрослых организована воскресная школа.
Красив и величествен храм. О чём он говорит нам? Рассмотрим его символику: куб храма символизирует землю, купол над ним — гора Фавор, на которой преобразился Господь, сияющий крест — это слава Христа.
К преображению зовёт нас храм, к преображению душ, сердец и земли нашей. Зовёт всех верных войти в Царство Небесное — Царство Христово не от мира сего!
По преданию, в с. Канищево первоначально существовала церковь свт. Николая. Почитали русские люди святого угодника Божия, чудотворца Николая Мирликийского как милостивого заступника и защитника обидимых, грозного к врагам.
Не раз село Канищево разоряли враги, так как находилось оно недалеко от столицы Рязанского княжества Переяславля-Рязанского (современная Рязань). Особенно трудное время выпало на долю русского народа в начале XVII века — т.н. «смутное время». В стране хозяйничали войска интервентов — поляки, шведы и банды разбойников. В 1618 году запорожские казаки под предводительством гетмана Сагайдачного, не сумев взять кремль Переяславля-Рязанского, разграбили и сожгли острог. Можно предположить, что и село Канищево и другие окрестные селения подверглись той же участи. Возможно, тогда и сгорела церковь свт. Николая. Жители села решили построить церковь, посвящённую Преображению Господню. Во всяком случае, по окладной книге за 1676 год в этом селе значится уже церковь Преображения, при ней в то время насчитывалось 163 двора. Это первое исторически достоверное свидетельство о церкви села Канищева.
Из других документов известно, что в 1792 году майорша Наталья Михайловна Хрущёва на свои средства вместо малой церкви возвела новый деревянный храм и просила в 1795 году его освятить. Однако этот храм простоял недолго — он сгорел 24 августа 1814 года.
Гроза 12-го года так близко пронеслась от рязанской земли, что её дыхание почувствовали все жители губернии. Бесчисленные беженцы, спасающиеся от французов, шли к Рязани и далее. Рязанское ополчение проходило близ села по рязанской дороге защищать границы Рязанской губернии. В память о погибших в войне строились в это время в России храмы.
Жители с. Канищева, в котором к тому времени было уже 200 дворов, новую церковь решили построить каменную, просторную. Кроме того, новый храм должен был стать памятником победы России в Отечественной войне 1812 года. Когда собраны были средства, прихожане доверили вести дело по строительству церкви местному помещику Константину Сергеевичу Огарёву. В 1824 году новый храм был возведён. Некоторые исследователи полагают, что храм в с. Канищеве строил известный русский архитектор В.П. Стасов, который в 20-е и 30-е годы XIX века работал в Рязанской губернии, в частности, известны его постройки в селе Перевлес. Однако последние исследования российских архитекторов позволяют сделать предположение о том, что автором проекта Преображенского храма является выдающийся архитектор Доменико Жилярди (17851845).
Но вот наступило время второй смуты на Руси. После прихода к власти большевиков Россия стала погружаться во тьму безверия. В 1922 году под предлогом помощи голодающим новые власти изъяли из храма ценные церковные вещи, в том числе сняли серебряно-вызолоченную ризу с иконы Божией Матери.
1938 год. Вспоминают жители села: «Приехали из Рязани и церковь закрыли. Внутри золото ободрали. Колокола побросали, всё переколотили, потом куски на переплавку увезли…».
Это было время так называемой «безбожной пятилетки», когда государство поставило задачу полностью уничтожить всё, что напоминало о православной вере. Храм был превращён в склад. Сначала в нём хранили зерно, потом стройматериалы, запчасти для техники.
Но храм оказался прочным, время и человеческая злоба не смогли разрушить то, что создавали люди с любовью и для добра. Мы должны с благодарностью вспомнить тех, кто жертвовал средства и строил храм в XIX столетии, — они строили его для нас, живущих сегодня. Мы также должны быть благодарны тем, кто своей заботой и участием добился возвращения храма в 1989 году Православной Церкви.
Материалы по истории храма можно прочитать в газете "ПРЕОБРАЖЕНИЕ" №№ 4, 16, 17 за 2013 год.