СЕМЬЯ – ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Северное благочиние
 - Катехизаторский отдел  
Опубликовано: 28.11.2016
Печать

СЕМЬЯ – ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ   Дорогие братья и сестры!

Уважаемые посетители нашего сайта!

Мы начинаем публикацию материалов, которые были представлены участниками круглого стола секции Отдела по взаимодействию с правоохранительными органами, судебными приставами и Северного благочиния города Рязани региональных Рождественских чтений Рязанской епархии.

 

 ФЕДИНА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА,
 учитель начальных классов МБОУ «Школа №35» г. Рязани

СЕМЬЯ – ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

СЕМЬЯ – ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

«По Библейскому воззрению, разделяемому в основном всем человечеством, брак и семья – это остаток Рая на земле, это тот оазис, который не был уничтожен великими мировыми катастрофами. Не был осквернен грехом первых людей, не был затоплен волнами всемирного потопа. Это- святыня, которую должны не только мы сами хранить в чистоте. Но и научить тому наших детей».

                                                                         Священник Александр Матрук

   Октябрьская революция 1917 года принесла семье насильственное её реформирование. В декабре того же года Декретами ВЦИК и СНК «О гражданском браке», «О расторжении брака» был разрушен старый институт брака и положено начало формированию новой, социалистической семьи. Этим актом был нанесен сильный удар по идеалу святости брака, веками поддерживаемого церковью, а упрощение процедуры развода ослабляло ответственность супругов друг перед другом и перед детьми. В 1926 году в «Кодекс о семье» было внесено положение, предусматривающее необязательность законной регистрации брака.

     Идеологами и вдохновителями отмены семейных отношений были, как ни странно, женщины – «музы революции» Александра Коллонтай и Инесса Арманд, которые считали, что семья как хозяйственная единица с точки зрения народного хозяйства должна быть признана не только беспомощной, но и вредной.

   Вот лишь некоторые положения стратегии 20-х годов в области государственной социально-экономической и социокультурной  политики в отношении семьи:

 - разрушение традиционных семейных уз;

 - ликвидация религиозной регламентации семейной жизни;

 - искоренение этнокультурных бытовых традиций семьи как архаичных;

 - отстранение семьи от воспитания личности, подчинение интересов личности интересам партии;

  - отрыв женщины от семьи с целью привлечения дешёвого женского труда в дело социалистического строительства;

  - превращение человека в социально управляемую единицу.

   Эта политика имела следующие драматические последствия:

   - разрывались традиционно сложившиеся этнокультурные связи между поколениями, обеспечивающие через традиции и обычаи социальное благополучие и порядок в обществе;

   - отдаляя детей от родителей, советская власть добивалась их информационной изоляции от семьи.

  Всё это привело к установлению двойного стандарта ценностных ориентации личности, когда над семейными ценностями начинают господствовать профессиональная деятельность, повышение квалификации, социальное положение, политические предпочтения.

К сожалению, отголоски этого дошли до нас и существуют в нашей  жизни до сих пор.

   Но, видимо, маятник дошёл до своей крайней точки либеральных семейных отношений, и в тридцатых столь же стремительно пошёл в обратную сторону. Начался активный процесс формирования и укрепления советской семьи – ячейки общества. В1936 году  принят третий Семейный кодекс. Регулирование семейных отношений и демографической ситуации в стране взяло под свой неустанный контроль государство.   

    Огромным испытанием подверглась семья в годы репрессий, когда детей заставляли отрекаться от своих родителей. Особенно мучителен этот процесс был для детей, воспитанных в патриархальных традициях семьи. Нередки случаи, когда дети, не в силах совершить этот постыдный шаг, предпочитали уйти из жизни.

     Лишь в Конституцию СССР 1977 года была внесена статья, обязывающая родителей нести  ответственность  за  воспитание детей, что стало молчаливым признаком  провала  политики  нивелирования роли семьи в деле воспитания подрастающих поколений, в умалении значения ценностей и традиций семьи.

     Семейные ценности и традиции – это основа уклада крепкой и дружной семьи, имеющей будущее, семейные ценности лежат в основе воспитания детей. Семья крепка традициями. Они у каждой семьи разные. Но есть такие, которые существуют в любой семье. Например, День рождения.       Сейчас модно собирать кучу детей и везти их в развлекательный центр.    От шума, криков, громкой музыки у ребёнка наступает сильное эмоциональное возбуждение. Но ведь День рождения каждого члена семьи, особенно ребёнка  –  прежде всего семейный домашний праздник. Вся семья собирается вместе, чтобы сказать ему, как его все любят, как он дорог всем.  Совместная семейная трапеза в современных условиях  порой  единственный способ сделать так, чтобы семья оставалась действительно семьей. За ужином члены семьи делятся событиями, впечатлениями за день, обсуждают проблемы и ближайшие планы. Да и готовить ужин можно всем вместе.

    В условиях семьи начинается приобщение ребенка к культуре,  преемственности  поколений,  принадлежности к истории своего рода, воспитываются идеалы патриотизма. Поэтому в доме обязательно должны храниться фотографии родственников с написанными фамилиями,  именами и отчествами, датой рождения. Просматривая семейные фотографии вместе со взрослыми, дети узнают историю своей семьи, знакомятся с событиями, во время которых были сделаны фото. А ведь история каждой семьи неразрывно вплетена в историю страны.

Ребёнку надо говорить о том, что и его жизнь,  его поступки входят в историю семьи. И очень важно оставить в ней свой светлый след для будущих её поколений.

   Воспитание  малыша  начинается с того, какие отношения строятся родителями в семье. Родители – это те люди, которые дают ребенку первые понятия о способах общения. Видя их отношения, у ребенка складываются определенные правила поведения.

    Ребёнок должен расти в любви, знать, что он всегда, в любой ситуации может рассчитывать на понимание и помощь своей семьи,  что он дорог своим родителям, какой поступок бы он не совершил, что его всегда поймут, помогут  разобраться и вместе найдут  решение. Особенно это необходимо ребёнку в подростковом возрасте. Есть хорошее выражение:  «счастливое общество состоит из счастливых людей». А по- настоящему счастливым человек может быть только в счастливой семье.

   Сейчас мало кто вслушивается в это слово «воспитание». Ребёнок впитывает с младенчества всю обстановку, все слова, поступки родителей. Видя, как они разговаривают с бабушкой и дедушкой, ребёнок так же впоследствии общается с воспитателями и учителями, со всеми взрослыми, а в будущем – и с самими родителями. Я часто произношу на родительских собраниях фразу: «наши дети – наша старость». Всё, что мы воспитаем в наших детях, всё это мы получим в старости от наших детей. Что отдаёшь, то и получаешь.  Другого не дано.

  Отношение мамы к папе закладывает будущие отношения дочери с мальчиками и мужем. И отношение папы к маме то же влияние оказывает на сына в его отношениях к девочкам и будущей жене. Именно с детства надо воспитывать будущих жён и мужей, которые создадут свои крепкие семьи, а для этого девочки с детства должны знать, какой должна быть девушка и чему надо научиться будущей хозяйке, хранительнице семейного очага.  Мальчики  вместе с папой и дедушкой познают , что значит быть главой семьи,  учатся выполнять мужскую работу по дому,   помогать маме и бабушке в их делах. Такие традиции существовали испокон веков в наших семьях. Полезный физический труд в кругу семьи приучает ребёнка ответственности, трудолюбию. Давно замечено, что такие дети, поступая в школу, сразу понимают, что хорошая учёба – это тоже труд и ответственность.

    Поэтому  родителям важно всегда помнить, что детские годы – самое благоприятное время для того, чтобы сформировать базовые семейные ценности. Личность малыша максимально открыта для влияний извне, а глубокие впечатления, полученные в детстве, остаются с ребенком на всю жизнь.

   Традиционно не остаётся в стороне и школа. В современном курсе предмета «Окружающий мир» с 1 по 4 класс изучаются темы:

  - Мы в семье.

  - Моя семья – часть моего народа.

  - Родословное дерево.

  - Муж и жена – одна душа.

  - Святость отцовства и материнства.

  - Добрые дети – дому венец.

 На уроках литературного чтения приводятся отрывки из Библии, притчи, которые учат детей необходимости  почитания родителей, рассказывают о   значении добрых дел в жизни человека.

   Недавно прочитала слова Святейшего Патриарха Кирилла:

«Семья должна быть поставлена в центр озабоченности, стать одним из важнейших государственных приоритетов».

Вот какие слова мы слышим через столетие, вначале которого семью предлагали уничтожить, как ненужный элемент жизни человека.

     Закончить хочется словами Андре Моруа, чьи произведения в студенческой молодости перевернули мой взгляд на жизнь, на тему отношений между мужем и женой, воспитания детей и помогли мне в своё время сохранить мою семью:

«Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребенок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и оценить его; фразы, неосторожно произнесенные в присутствии малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают определенную картину мира, которая надолго сохранится в его воображении.  Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно уважали вас, но не боялись. Не навязывайте им тех добродетелей, которыми не обладаете сами. Ведь дети наблюдают за нами и делают выводы».

      Давайте помнить прекрасные слова «Семья- остаток Рая на земле», будем беречь этот дивный подарок, сохранённый для нас нашими предками,  не смотря ни на какие испытания.

 Презентация  смотреть